Раскол

7 февраля 2025, 20:00 | Общество 5

В Евангелии от Иоанна, в 17 главе, 21 стихе, Иисус Христос обращается к Отцу с трогательной, исполненной глубокого смысла молитвой: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». (Ин. 17: 21). Эта молитва, ...

В Евангелии от Иоанна, в 17 главе, 21 стихе, Иисус Христос обращается к Отцу с трогательной, исполненной глубокого смысла молитвой: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». (Ин. 17: 21). Эта молитва, ядро первосвященнической молитвы Христа, обращена к Богу за единство Церкви, за нерушимость братской связи между верующими. Единство, о котором молился Иисус, – это не просто внешнее единомыслие или организационная структура, а глубокая духовная общность, основанная на любви к Богу и ближнему, отражающая целое Бога Отца, Сына и Святого Духа. Это единство, как бы воплощение любви, о которой Христос говорит в 13 главе Евангелия от Иоанна, где Он омывает ноги ученикам, показывая пример смирения и служения. Однако, горькая реальность заключается в том, что с самых первых дней существования Церкви и по сей день её омрачают расколы. Самый страшный раскол современности случился на Украине. Свидетелем грехопадения так называемого митрополита Киевского Филарета (Денисенко) был и автор этого журналистского материала. В девяностые годы века минувшего губители русского мира и православия с помощью Денисенко и иже с ним рвали на клочья нашу веру и Отечество. В те годы я не мог и подумать, что, отдав журналистике более тридцати лет, вновь придется возвращаться к душераздирающей теме, что и в родном мне Погарском районе, в глубинке нашей Руси воспылает пламя страшного греха.


Посудичская автокефалия как зеркало антиРоссии в борьбе против святого православия
Расколы, глубокие разломы в теле Христовом, – это не просто организационные разногласия или догматические споры, а прежде всего утрата того мира, о котором говорил Иисус: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14: 27). Этот мир, «Мир Мой», – это не просто отсутствие конфликтов, а глубокое внутреннее спокойствие, рождённое духовным единством, обоюдным прощением и любовью. Разрушение этого мира – трагедия не только для отдельных групп верующих, но и для всего человечества, ведь Церковь призвана быть светом миру, свидетельством о Божьей любви. Причины расколов многообразны и сложны. Исторические факторы, политические влияния, теологические споры, личная гордость, непрощённые обиды – всё это может способствовать разрушению единства. К сожалению, камень раздора, заложенный Денисенко, рвет православие по всей Руси великой.
– Раскол – это всегда глубокая духовная болезнь, приводящая к ослаблению Церкви и препятствующая её миссии в мире. Вместо того, чтобы проповедовать Евангелие любви и единства, раскольники занимаются обвинениями, подрывая духовную силу православия, – убежден настоятель храма Святителя Николая, что в селе Курово, иерей Сергий (Летушов).
Стоит вдуматься в слова священника и задаться многими вопросами. Не кажется ли вам, дорогие читатели, что все беды, свалившиеся на головы наших родных и близких в братской православной Украине, и есть результат самосвятов Денисенко, Думенко с их кликами?… Ныне к ним присоединился и некто Олег Кипрушкин, прибывший в Посудичи из Екатеринбурга, где, как сам признается публично, был «…лишен сана иерея и изгнан из храма». Что движет эти человеком, известно лишь ему и узкому кругу лиц, коим стоило бы уделить внимание силовым институтам нашего общества, ведь раскольники не только ведут грехоугодную жизнь, но и выходят к людям, организовывают мини-майданы и произносят мрачные, отчасти преступные изречения, полагаясь на только ведомую им дьявольскую силу.
Прибывший в Посудичи за тысячи верст Кипрушкин мнит из себя священника, машет языком исправнее, чем кадилом, самовольно правит в храме, в котором в среде прихожан нет ни одного жителя древнего села.
– Храм строили мои деды, родители, в годы страшного атеизма мы отстояли святую церковь, а теперь нам из-за раскольников нет места в нем, – с горечью открыто говорит от всех жителей села Ольга Владимировна Юдина.
Но Кипрушкин и иже с ним словно и не слышат голос православного люда, для них гораздо важнее мания «епископства православных». Кто же они такие?
В куче самосвятов, не сомневайтесь, состоят Денисенко, Думенко, Решетняк, Хаврук, Рудюк и другие гонители истинного православия святой Руси. Они – раскольники, не побоявшиеся греха. Однозначно, общая трагедия в ряженых иереях, которые воспользовались слабостью нашей веры, обманом заняли сотни храмов на Донбассе, в Киеве, на Черниговщине, Сумщине, добрались и до Брянщины. К сожалению, горькая участь постигла и Посудичскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Что именно сегодня происходит в религиозно-политической (не побоюсь этого слова) сфере Погарского района, а главное – кто за всем этим стоит? Кто строил, создавал, возрождал великолепный сельский храм и к какой трагедии происходящее в Посудичах может привести? Попробуем разобраться.


Ересь, раскол и самочинные сборища
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Посудичи – свидетель истории, чья судьба тесно переплетена с судьбой самого села. Первые упоминания о ней относятся к 1724 году, когда храм представлял собой скромное деревянное строение, вероятно, типичное для сельских церквей того времени – небольшое, с одним или несколькими куполами. Однако скромность внешнего вида ничуть не умаляла её духовного значения для жителей села. Деревянная конструкция, уязвимая перед огнем и временем, требовала неоднократных восстановительных работ и перестроек. Зафиксированные даты 1770 и 1819 годов указывают на масштабные обновления, кульминацией которых стало возведение каменной церкви… Сельчане поколениями вкладывали свой труд и материальные, финансовые средства, чтобы создать долговечный храм, который бы служил их детям внукам, правнукам и праправнукам. Каменный храм, возведенный на намоленом месте в 1819 году, красивое, уникальное архитектурное сооружение. Сочетание камня и дерева – распространенное явление, но как все искусно подобрано. Колокольня, возвышающаяся над крышей, распространяет звон по всей округе, созывая прихожан на богослужения и важные события в жизни села. Богадельня, существовавшая при храме с 1870 года, свидетельствует и о важной социальной функции церкви в жизни общины. Она предоставляла приют и помощь нуждающимся, подчеркивая заботу Церкви не только о духовном, но и о материальном благополучии своих прихожан. Данные переписи 1860 года, указывающие на 1072 прихожанина, говорят о значительном размере и влиянии прихода. Можно предположить, что это число отражает не только численность населения самого села Посудичи, но и прилегающих деревень и хуторов, жители которых посещали этот храм. Трагическим периодом в истории церкви стали годы советской власти. Закрытие храма и его использование в качестве склада – увы, типичная участь многих религиозных сооружений того времени. Это привело к почти полной утрате внутреннего убранства, икон, церковной утвари, но (о чуду!) в храме после десятилетий забвения, благодаря большим усилиям сельчан, возобновились богослужения. Это событие стало символом возрождения духовной жизни в селе Посудичи. Большие восстановительные работы в церкви проводились и в постсоветский период, в годы становления новой России. Сделано людьми все для полноценной духовной жизни. Но пришла беда – в одночасье храм оккупировали раскольники.
Местный священник отец Владимир Михальчук, на лице которого глубокая печаль, едва сдерживал подступающие слезы. Его голос, обычно звучащий с проповеднической силой и убежденностью, сейчас тих и полон отчаяния: «Прихожане, которые своими руками строили этот храм, оказались брошены на произвол судьбы. Раскольники, завладев ключами от церкви, превратили святое место в арену своих амбиций. Они устраивают здесь, всего в нескольких километрах от украинской границы, где ежедневно гибнут люди в ужасах войны, своеобразные «майданы», проповедуя ересь и откровенно клевеща на нашего патриарха Кирилла. Где правда? Где закон Божий, который они якобы соблюдают? Где справедливость, к которой они яро призывают?»
Ситуация, развивающаяся вокруг Посудичского храма, вызывает серьезную озабоченность не только у отца Владимира, но и у местных властей. Заместитель главы администрации Погарского района Николай Иванович Астащенко, ответственный за вопросы культуры, общественно-политической жизни и религии, подробно прокомментировал сложившиеся обстоятельства.
– Муниципальная власть и силовые структуры прилагают все усилия для решения проблемы в правовом поле, – заявил Астащенко. – Мы понимаем, что действия раскольников требуют тщательной правовой оценки, и соответствующие органы уже приступили к расследованию. Однако также считаем, что должно быть более активное участие в решении этой проблемы всего погарского духовенства…
И власть, и местные жители убеждены, что отец Владимир не должен оставаться один на один с самосвятами. Астащенко подчеркнул, что пропаганда раскольников, использующих сложную геополитическую обстановку для собственных целей, представляет собой дополнительную угрозу стабильности Погарского района. Их действия не только нарушают нормы канонической православной церкви, но и потенциально дестабилизируют и без того напряженную обстановку в приграничной зоне. Помимо религиозного аспекта, представители силовых институтов должны проверить возможные связи раскольников с экстремистскими группами. Местные жители заявляют, что видели и не один раз людей, идущих в церковь с большими сумками, баулами, они не местные жители, и что было в тех ношах, неизвестно.
Любое отделение от Церкви – это смерть
Святоотеческое учение о единстве Церкви и недопустимости отступлений от православной веры подчеркивает непреложную истину: «Бог поругаем не бывает». Эта фраза не просто констатация факта, а глубокое богословское утверждение, указывающее на незыблемость Божественного правосудия и неизбежные последствия игнорирования Божьей воли. Святитель Василий Великий, один из величайших отцов Церкви, в своих канонических правилах детально рассматривает различные формы отступлений от церковного единства, выделяя три ключевых понятия: ересь, раскол и самочинные сборища. Его знаменитое Первое правило проливает свет на тонкости различий между этими категориями. Ересь, по определению Василия Великого, представляет собой полное и окончательное отпадение от истинной веры, радикальное отрицание основополагающих догматов христианства. Еретики не просто расходятся во мнениях, они отвергают саму сущность христианского вероучения, создавая свои собственные, искаженные системы верований. Разницы между самочинным сборищем и расколом принципиальной здесь нет. «Любое отделение от церкви и православных канонов – есть смерть». Поддержание единства Церкви – это не просто формальность, а необходимое условие для духовного спасения, отражающее заповедь Божию о любви и братстве во Христе. Знают ли об этом самообъявленные иерархи? Знает ли об этом ряженый Олег Кипрушкин и его клика?..

Гордей Тараскин

Р.S. Молитва о сохранении от ересей и расколов святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских: «О добрый наш пастырю и Богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас, немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашым и не умрем в лукавых деяниих наших; моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житий и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашым и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, От зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших; моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашым спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Февраль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить
WordPress Lessons